27 тренотделение

Бригадир тренотделения под номером 27 на Центральном Московском ипподроме – мастер-наездник Вадим Федорович Кулыгин.

Он родился 30 марта 1974 года.

На вопрос о месте рождения Вадим Кулыгин отвечает: «Пермский конный завод». Окно его комнаты выходило за заводскую конюшню. Как так получилось? Начало ответа на этот вопрос – в далеком 1922 году, когда Пермский конный завод был только основан. Вскоре из соседнего района на работу туда приехали дедушка и бабушка Вадима. И всю дальнейшую жизнь дедушка, Михаил Владимирович Кулыгин, проработал наездником на отделении жеребцов-производителей, а бабушка – там же в качестве конюха.

«Бабушку я застал. Она никогда не кричала, никогда не ругалась матом, была такая маленькая, божий одуванчик», – поделился воспоминаниями В.Ф. Кулыгин. Что касается дедушки, примечательно, что он прошел Великую Отечественную войну и вернулся снова на завод.

Другие родственники также через какое-то время перебрались в Пермский конный завод. С лошадьми после войны стал работать младший брат Михаила Владимировича Кулыгина – Иван. На тот момент в Пермском конном заводе существовало 6 тренерских отделений, со своими бригадирами и помощниками. А над ними был управляющий тренер, которым и стал Иван Владимирович Кулыгин. Его работу хорошо показал двухлетний Всероссийский рекордист – Микроскоп, достигший результата 2.16.

Иван Владимирович также ездил на Пермский ипподром и выступал на заводских лошадях. Еще одним наездником из семьи Кулыгиных был старший брат отца Вадима – Анатолий. Он был заводским наездником, а когда открылся новый Киевский ипподром, отправился туда с заводскими рысаками.

Вырастая среди лошадей и наездников, Вадим Кулыгин с детства приобщился к конному делу. Однако заниматься начал не рысаками, а верховой ездой. В 1984 году в Пермском конном заводе открылась конноспортивная секция, куда попал десятилетний Вадим. Заняться успел всем: конкуром, троеборьем, скачками. Он даже мечтал стать жокеем, но помешал высокий рост, поэтому мечта изменилась: Вадим решил достичь олимпийского чемпионства в конкуре. В верховой езде он делал успехи: несколько раз становился чемпионом Урала, выигрывал другие соревнования. Конечно же, после такого Вадим даже не помышлял заниматься рысистым делом и быть наездником. Тем не менее, рысаки не уходили из его жизни. В.Ф. Кулыгин вспомнил, как его просили заездить под верх двухлетнего орловского жеребца по кличке Ковбой – будущего рекордиста и чемпиона. В дальнейшем по просьбам наездников он заездил под седло еще не одного рысака.

Ближе к окончанию школы Вадим начал задумываться о том, чем он планирует заниматься дальше. Были мысли поехать на Киевский ипподром и работать там помощником в тренотделении дяди А.М. Кулыгина, однако этим планам помешал распад СССР. Все заводские лошади вернулись на родину. Вадим поступил в институт, но вскоре отчислился и ушел в армию. За период службы В.Ф. Кулыгин тщательно обдумал дальнейшую жизнь, решил снова поступить в университет, получить образование, а целью наметил свою конюшню с конкурными лошадьми. Вернувшись из армии, Вадим сдал экзамен и был зачислен на учебу как будущий ветврач. Учился там он хорошо, всегда сидел на первой парте, ничего не пропускал и окончил с красным дипломом.

Во время обучения в институте Вадим только иногда посещал конюшню, приходил посмотреть на маленьких рысистых жеребят, интересовался селекцией. А после обучения продолжил заниматься верховой ездой. В работе у него появились хорошие немецкие лошади. 

После окончания института В.Ф. Кулыгин год работал начальником производственного отдела Пермского ипподрома. Однажды наездник Петр Макаров предложил Вадиму проехать в заезд на одной из его лошадей. Рысаков на отделении было много, а помощников не хватало. Петр записал Вадима на орловской кобыле Навивке от Колорита. Этот старт принес будущему мастеру-наезднику первую победу в рядовом заезде. Выступать Вадиму понравилось, однако ходить постоянно на рысистое тренотделение он стал чуть позже уже у другого наездника, М.А. Ерёмина.

На этом отделении первые большие призы Вадиму принесла кобыла по кличке Кромка. Он описал эту кобылу как нервную и тянущую, однако им удалось найти общий язык. Вадим должен был ехать на ней на приз памяти П.Н. Кулешова, но, к сожалению, вторая лошадь отделения прямо перед призом поранила ногу, и бригадир сел на Кромку. Кромка выступила неудачно, зато далее в руках В.Ф. Кулыгина выиграла приз имени Пермского конного завода и приз «Гондолы». Летом она же осталась второй в призе «Барса».

Вернемся к верховой езде. Вадим понимал, что для развития нужно ехать в другое место, где есть перспективы. Вместе с владельцем они рассматривали конюшни в Ярославле и в Раменском. Хотя Вадиму больше понравилось в Раменском, владелец смог посмотреть только конюшню в Ярославле и остановился на ней. Лошадей у них прибавилось еще, а спустя год все-таки состоялся переезд в Раменское.

Один из жеребцов подавал большие надежды, В.Ф. Кулыгин должен был ехать на нем на соревнования по конкуру. К сожалению, у судьбы были свои планы: накануне у коня случилась паховая грыжа, потребовалась операция. После операции произошел несчастный случай, в результате чего жеребец пал. Далее случился перерыв в работе с тренером, и Вадим задумался, что делать дальше, раз с верховой ездой не получается.

Так В.Ф. Кулыгин приехал на Центральный Московский ипподром в гости к Михаилу Владимировичу Козлову. Затем приехал еще раз посмотреть на бега, еще и еще, а вскоре спросил у М.В. Козлова о возможности ходить любителем на рысистую конюшню. Вадим каждый день приезжал из Раменского в Москву, выезжал на дорожку. Постепенно рысаки перевесили верховых лошадей, и Вадим стал постоянно работать помощником на Центральном Московском ипподроме на отделении М.В. Козлова. Позже он работал тренером в БМКК «Прадар».

Следующим местом работы Вадима было тренотделение В.И. Руднева и Е.В. Руднева, где он трудился несколько лет. А в 2019 году он получил свое отделение благодаря сотрудничеству с Евгением Александровичем Гусевым.

Как упоминалось выше, орловскими рысаками В.Ф. Кулыгин интересовался еще во время обучения в институте. С докладами по этой породе он выступал на всех конференциях. В частности, Вадим особенно интересовался селекцией и подбором. Его даже приглашали работать в Пермский конный завод, но Вадим предпочел следить за родным местом со стороны, иногда общаясь с руководством и помогая советами. По всем орловским пермским лошадям он собственноручно составлял таблицы родословных.

Многим известна трудная и долгая история закрытия территории Пермского конного завода, однако удалось сохранить ценных лошадей. Под свое крыло их взял Евгений Александрович Гусев, чье хозяйство находится в Рязанской области. Ранее он разводил тяжеловозов, покупал несколько орловских рысаков для души, хотел выкупить в Пермском конном заводе еще десяток лошадей для испытаний и разведения. А ситуация позволила ему забрать всех лошадей, после долгих переговоров и особых договоренностей с С.В. Левитаном. Ближе с Е.А. Гусевым Вадим Кулыгин познакомился на аукционе в Московском конном заводе. Так началось их плодотворное сотрудничество в селекции и испытаниях пермских орловских рысаков.

По подбору В.Ф. Кулыгина в завод был куплен производитель Вулкан и другие жеребцы. В настоящее время в дополнение к орловским рысакам Евгений Александрович Гусев стал приобретать лошадей призовых рысистых пород.

Особое место в ипподромной карьере Вадима занимает темно-серый орловский жеребец Копейск от Кредита и Куколки. Интересно, что Копейск был получен по его подбору. Этот жеребец стал лучшим двухлетним орловцем сезона-2020. Он выиграл Вступительный Открытый приз, сбившись со старта, догнав соперников и победив с резвостью 2.10,7. А затем одержал победу в призе «Улова», показав результат 2.08,3 – новый Всероссийский рекорд.

К сожалению, 2021 год оказался менее удачным для Копейска и Вадима Кулыгина. В разгар сезона на Центральный Московский ипподром пришла эпидемия: большинство лошадей сильно болели, стояли с высокой температурой по несколько дней. Не обошла болезнь и Копейска. Тем не менее, жеребец долго держался, выступал и сумел выиграть главный приз для трехлетних орловских рысаков – приз «Ковбоя». Далее он разделил победу в призе «Кипра» с Первым Серым Кардиналом Джей и показал свою лучшую резвость 2.05,6.

А приз «Иппика» завершился для Копейска третьим местом в 3.15,0. Однако чуть позже пришли результаты допинг-проб. В крови Копейска обнаружилось запрещенное вещество, лишившее его приза «Ковбоя». Как объяснил Вадим, на неделе перед заездом жеребец температурил. Лечить серьезно его было нельзя, но наездник решил поддержать лошадь хоть как-то и использовал народный спрей «Звездочка» для облегчения дыхания. Именно в нем и оказалось одно из запрещенных веществ. Сильнее всего Вадим расстроился не из-за ушедшего приза, а из-за того, что жеребец выступал не с самым лучшим самочувствием, и это оказалось напрасно.

Зато в 2021 году отлично проявили себя дети Вулкана – Монровия и Конвоир. Серая кобыла Монровия, рожденная в 2019 году от Мадейры, выиграла приз «Былой Мечты» с резвостью 2.13,0. А Конвоир от Корды стал победителем Вступительного Орловского приза.

Из более раннего периода можно вспомнить такую заметную лошадь, как Герцогиня Лок от Ганимеда и Гертруды 2008 года рождения. Вместе с В.Ф. Кулыгиным они стали победителями приза «Гильдейца»-2012. Лучшая показанная резвость кобылы – 2.00,4. Герцогиня Лок стала первой лошадью, которую Вадим взял в аренду и работал полностью самостоятельно.

«Мне все говорили, что она никогда ничего не выиграет, надо ее отправить. Для меня она – уникальная лошадь. Герцогиня была строгой, заходишь в денник, даешь сахар, а она прижимает уши.

Но когда я приехал к ней через 5 лет в завод, она ко мне подошла и положила голову на плечо. Я чуть не заплакал тогда», – вспомнил Вадим Кулыгин. Еще одна хорошая кобыла – Радость от Нот Дистурба и Регины Невады. В руках Вадима она выиграла приз имени Российской Федерации в 4.17,0. Хорошо выступали орловские жеребцы Звездопад (2.05,4) и Полевик (2.06,5). Звездопад от Дротика и Зебры был победителем приза «Ковбоя»-2014. А Полевик от Ковбоя и Полбы выиграл приз имени Пермского конного завода-2014 и приз «Кипра»-2013.

Сейчас вместе с В.Ф. Кулыгиным работают 2 помощника и 1 конюх: Ксения Бурыкина, Абдурахим Махмудов и его супруга Майя Крупон. На отделении 20 лошадей.

«Мой учитель – Михаил Владимирович Козлов. Он научил меня всем тонкостям работы с рысаком. Он всегда говорил: «Попробуй вникнуть в лошадь, понять, что ей нужно». Если ты делаешь, что нужно именно лошади, то в этом и есть весь смысл работы», – поделился своим подходом к тренингу В.Ф. Кулыгин.